У «Одинокого Рейнджера» от Дисней 2013 года были некоторые серьезные проблемы. Среди прочего, режиссер Гор Вербински предпочел построить свои уникальные антикварные поезда, основываясь на исторических фактах, а не модифицировать существующие или создать графическую модель, что могло бы в несколько раз уменьшить расходы. Его версия «Одинокого Рейнджера» была плохой и, в конечном счете, неудачной адаптацией, в основном запоминающейся утверждением Джонни Деппа о том, что егомнимое наследие чероки и чучело вороны от Joann Fabric & Crafts, сидевшая на его голове, дали ему право сыграть волевого индейца Тонто.
По иронии судьбы, единственный спасительный елемент «Одинокого рейнджера» – это тот самый антикварный поезд, фокус захватывающего сюжета третьего акта, настроенный на чудесную композицию «Вильгельм Телль Увертюра» Ханса Циммера. Поезд выглядит очень реалистично, когда он проходит через Западный мир, и его основательность позволяет зрителям соединиться с чем-то “древним” с помощью фильма. Сцена явно показывает реальных людей, выполняющих очень сложную сцену в реальном поезде. Настоящую опасность можно увидеть на их испуганных лицах.
Все это выдвигает на первый план главную проблему с Дамбо, последней адаптацией Диснея на сегодняшний день. Как только графическая модель поезда, вздымающая CGI-дым, поднимающая пыль CGI, окруженная виртуальной реальностью и графикой GGI, мы понимаем, что экранизация Дамбо “в беде”…
В то время как первоначальный Dumbo 1941 года длился всего 64 минуты, версия 2019 года длится два часа, включая предысторию, которую никто не требовал. Мультяшная карикатура средних веков сосредотачивается главным образом на персонажах животных, с главным героем – слоненком Дамбо, потере его матери и его дружбе с добродушной мышью по имени Тимоти. В экранизации Disney представлен набор второстепенных персонажей, наиболее запоминающимся из которых является трио воронов Степина Фетчита во главе с самим Джимом Кроу.
Главным в фильме выступает фактор человеческих взаимоотношений, человечности, любви и добра. Гибридная версия CGI / живого действия Тима Бертона фокусируется на людском обществе после войны. Колин Фаррелл играет Холта Фаррье, ветерана Великой войны, который возвращается в свою американскую “цирковую семью”, потеряв руку на фронте. Его жена умерла в его отсутствие, оставив его заботиться о своих детях Джо (Финли Хоббинс) и Милли (Нико Паркер), которые также живут в цирке братьев Медичи, которым управляет Макс Медичи (Дэнни ДеВито). Когда Джамбо, цирковой слон, рожает Дамбо, малыша с огромными ушами, которые он мог использовать в качестве крыльев, цирк привлекает внимание большого города, подобие Диснеевского “шарлатана”, В.А. Вандевер (Майкл Китон) и его любовница-акробатка Колетт Марчант (Ева Грин).
Рендеринг сильно стилизованных миров не является чем-то новым для Бертона, который возвращается к режиссуре впервые с 2016 года после «Дом для особых детей мисс Перегрин». Его отличная мультяшно-готическая эстетика довольно последовательна в таких проектах, как «Сонная лощина», «Эдвард руки-ножницы», «Битлджус», «Чарли и шоколадная фабрика» и другие. Он часто использовал свою «жуткую» эстетику, чтобы рассказывать истории о посторонних, пытающихся выяснить, где они вписываются в мир, и как управлять «обычным» обществом.
Его интерес к этим чужим тропам сделал его идеальным режиссером для Лидии Дитц в «Битлджусе», Брюса Уэйна в двух фильмах о Бэтмене и, якобы, Дамбо, застенчивого слона, невольно попавшего в центр внимания из-за его слишком больших ушей. Визуально яркие, динамичные миры, созданные Бертоном ранее в его карьере, часто прекрасно поддерживали это повествование, когда миры создавались с помощью осязаемых, практичных наборов и макияжа, дополненных компьютерными эффектами. Но со времен Алисы в Стране Чудес он в основном ориентируется на цифровые миры, графику, которая не требует тяжелых декораций, сложных сьемок и тонн грима на актерах.
Многие из животных Дамбо выглядят слишком мультяшно. Дамбо и его мать похожи на карикатурных персонажей. Ни один из них не является достаточно фантастическим, чтобы проникать в сверхъестественный мир, но они также не настолько реальны, чтобы вызывать убедительные реакции у своих талантливых человеческих коллег, которые на протяжении сьемок пытаются вести себя так, как будто они взаимодействуют со всеми элементами зеленого экрана, которые их окружают. Ева Грин, катаясь на слоне, выглядит так, будто она держится за гимнастического козла. Колин Фаррелл чувствует себя связанным с зеленой пустотой, не понимая, это летающий слоненок или другие искусственные животные. А может это вообще теннисный мяч?
Особенно неприятно наблюдать, как Бертон приближается к моментам величия, прежде чем быстро “упасть в бездну”. Цирк Vandvere’s Dreamland дразнит представление Басби в Беркли, которое никогда не будет реализовано. Вместо этого шоу-девушки в стиле Басби собираются вместе, чтобы создать группу розовых слонов CGI, чтобы танцевать для зрителей шоу, оставляя им еще один цифровой рендеринг вместо реальных исполнителей. Страна снов имеет такой потенциал: когда Вандевере приветствует Цирк Медичи, декорации и костюмы заполняют экран цветом. Синие костюмы танцовщиц привлекают внимание камеры точно так же, как когда-то делали девушки из USO Капитана Америки. Напротив, поддельные розовые слоны буквально бледные имитации реальной вещи.
То же самое отклонение от любой обоснованной реальности, кажется, привязывает и Дэнни Де Вито, и Майкла Китона. Возможно, их воссоединение в «Возвращение Бэтмена» было преувеличено, но Бертон обычно заключает большие контракты на несколько картин.
Но это потребовало бы более глубокой обработки сценария и лучшего понимания мира, с которым нужно взаимодействовать. На данный момент в своей карьере Бертон, похоже, тоже не заинтересован. Также режиссер не заинтересован во многих вопросах, поднятых простым фактом даты релиза Дамбо. Подобно тому, как Вандевер чувствует себя современным аналогом Уолта Диснея, Dreamland напоминает нам Диснейленд. Как и ожидалось, вновь объединенный объект незамедлительно объявил об увольнениях из-за избыточности. Странно уместно, что после «слияния» Dreamland с цирком Medici Bros., чтобы заполучить эффектного летающего слона, Вандевер пытается уволить оригинальных артистов цирка, в то время как Макса ставят на роль лидера в компании. Вандевер – злодей фильма, но видит ли Дисней иронию?
Трейлеры, которые подчеркивали цирковое представление и в значительной степени полагались на магию летающего слона и красочный мир Dreamland, заставили Дамбо показаться незабываемым зрелищем. Если это было намерение Бертона, он потерпел неудачу. Дамбо быстро становится Panda Express среди фильмов – технически полноценная еда, но не удовлетворительная и не эстетичная. Зрители смогут рассказать историю Дамбо, но вряд ли они запомнят “сильные” фразы или моменты (кроме того, что Колин Фаррелл называет Дамбо «Большой D»), или эмоции, которые заставят вас смотреть фильмснова и снова. В фильме нет идеально выполненных декораций, волнующего музыкального сопровождения или даже нелепых представлений – таких, как в цирке 2016 года, в котором предлагается «Величайший шоумен».
“Особого” внимания заслуживает неопытная, можно сказать ужасная игра детей-актеров. Даже Джим Кроу и его друзья-говорящие птицы из версии 1941 года могли бы обеспечить успех экранизации. Ярость, вдохновленная видением такого расизма на экране, является, по крайней мере, эмоцией, и зрители заслуживают того, чтобы что-то почувствовать. Никто не ходит в кинотеатр, чтобы почувствовать себя мертвым и опустошенным изнутри. Но отсутствие эмоционального резонанса у Дамбо требует убедительных аргументов, которым, наконец, могло стать режиссерство Тима Бертона. Впрочем, если вы являетесь фанатом работ Бертона, то вам стоит посмотреть фильм, правда, он достаточно сильно испортит отношение к американскому режиссеру.